Рессорное подвешивание вагона, если оно находится в исправном и работоспособном состоянии, выполняет очень важные функции. Оно снижает динамические нагрузки, действующие на элементы кузова в процессе движения, уменьшает амплитуду колебаний на неровных участках пути, а также увеличивает плавность хода, что особенно важно для пассажирских составов. Однако, как и все остальные узлы, упругие элементы могут выходить из строя, приводя к серьёзным аварийным ситуациям. В этой статье на железнодорожном портале RelsOk.ru мы рассмотрим основные неисправности рессорного подвешивания вагонов и укажем, как их можно предотвратить.
Типы упругих элементов
На железнодорожном транспорте может использоваться несколько разновидностей рессор. Их применение обусловлено типом вагона (пассажирский или грузовой), максимальной нагрузкой и скоростью движения.
Основываясь на вышеуказанных параметрах, под каждый тип вагона подбирается (или проектируется) тележка. В результате применяемые упругие элементы могут быть абсолютно различным.
На железнодорожном транспорте используются следующие виды рессорного подвешивания вагонов:
- листовые упругие компоненты, которые обычно устанавливаются на тележки грузовых вагонов;
- пружинные рессоры, область применения которых это: буксовые узлы и центральное подвешивание грузовых вагонов;
- пневморессоры – наиболее перспективная и технологичная конструкция, которая повсеместно используется на электричках и пассажирских вагонах.
В дополнение к рессорным упругим элементам на железнодорожные транспортные средства устанавливают гасители колебаний. Их главное назначение – это снижение нежелательной амплитуды в процессе движения состава.
Основные поломки
Практически все неисправности рессорного подвешивания вагонов известны на данный момент. Т. к. эти узлы являются довольно важными и напрямую влияют на безопасность движения, то соответствующие службы подвижного состава работают на опережение. Проверка всех упругих компонентов заложена в ТО, и их контроль в депо или на ремонтных заводах осуществляется очень тщательно.
Пружины
Главные неисправности рессорного подвешивания вагонов пружинного типа – это трещины, изломы, потёртости и просадки. Нередки поломки, когда изгибаются опорные плоскости конечных витков, и пружина начинает работать не строго вертикально.
Практически все неисправности рессорных пружин не поддаются исправлению на месте. Поэтому узел, пришедший в негодность, демонтируется, а на его место устанавливается подобный с аналогичными характеристиками.
К основным причинам неисправностей пружинных рессор относятся:
- Нарушение режимов термообработки при изготовлении. В результате это сказывается на усталостной прочности.
- Существенный перегруз вагона, когда витки чрезмерно сжимаются и уже не выпрямляются до рабочих характеристик.
- Неравномерная нагрузка. Эта неисправность обычно характерна для грузовых вагонов.
- Неправильный подбор пружин в комплект по высоте.
Новые рессоры пружинного типа должны обязательно соответствовать заданным характеристикам и схеме размещения. Их установка должна осуществляться без перекосов.
Пневморессоры
Основным элементом здесь является резиновая камера, поэтому неисправности рессорного подвешивания вагонов в этом случае происходят именно с ней.
Обычно наблюдаются отклонения от нормы в резиновой оболочке. Вследствие перегруза она перестаёт держать свою форму (растягивается) и, соответственно, не может обеспечивать необходимое давление. В подробных ситуациях упругий элемент подлежит замене.
Также неисправности пневморессор возникают при неправильном хранении на вагоноремонтных предприятиях. Согласно технике безопасности, на резиновые компоненты не должны попадать прямые солнечные лучи и горюче-смазочные материалы. Кроме этого их нельзя складировать возле отопительных приборов.
Но справедливости ради следует отметить, что неисправности пневматических рессор в процессе эксплуатации встречаются относительно редко. Все проблемы выявляются и устраняются во время изготовления.
Гасители колебаний
Поломки этих компонентов во время движения поезда не столь критичны, по сравнению с рессорным подвешиванием. Однако допускать эксплуатацию подвижного состава с неисправными гасителями категорически нельзя.
Неисправности рессорного подвешивания могут быть различные в зависимости от разновидности узла:
- Фрикционный тип склонен к преждевременному истиранию поверхностей соприкасающихся деталей (втулки, сухари, кольца и т. п.). Величину износа определяют при плановых технических обслуживаниях.
- Гидравлические гасители колебаний могут терять свои технические характеристики вследствие нарушения герметичности. Это могут быть как механические повреждения корпуса, так и неисправности прокладок и предохранительных элементов.
Непригодные для дальнейшего использования гасители заменяют. На их место устанавливают новые с аналогичными свойствами.
Выводы
На каждом техническом обслуживании и при любом ремонте происходит проверка рессорных компонентов тележки. Эти системы являются очень важными, поэтому контроль должен проводиться очень тщательный.
Практически во всех случаях неисправный компонент демонтируют, а на его место устанавливают точно такой же новый. Ремонт деталей рессорного подвешивания «на месте» строго запрещён. Узлы с поломкой отправляют на соответствующие предприятия, и уже там принимается решение о целесообразности их восстановления.
Если неисправности рессорного подвешивания вагонов обнаруживаются в процессе эксплуатации состава, то решение о его дальнейшем движении принимается поездной бригадой во главе с машинистом поезда. Обычно страховочных элементов бывает достаточно, чтобы добраться до пункта назначения (пусть и со сниженной скоростью), и уже там принимать глобальные решения.