Формирование колёсных пар: соединение колеса с осью

Соединение колеса с осью Тележка

Колёсная пара вагонной тележки является важным и очень ответственным узлом. Она напрямую взаимодействует с рельсами и обеспечивает перемещение поезда по железнодорожным путям. Безопасность движения всего состава во многом зависит от надёжной сборки колёсной пары и её отдельных компонентов. Соединение колеса с осью является одним из главных процессов, который производится строго по технологии и досконально проверяется сотрудниками ОТК. Последовательность процесса и всех важные нюансы мы разберём в данном материале на портале RelsOk.ru.

Важность процесса

На сегодняшний день соединение колеса с осью колёсной пары является хорошо изученной процедурой, которая уже выполняется на вагоностроительных и вагоноремонтных заводах не один десяток лет. Однако даже несмотря на это, абсолютно каждую пару после запрессовки подвергают тщательному контролю и проверкам.

От качества запрессовки зависит безопасность движения всего состава. И даже минимальные неисправности способны привести к серьёзным авариям на железной дороге.

Способы соединения

Формирование колёсной пары зависит от технологического оборудования, которое применяется на производстве.

Колёсная пара вагона
Формирование колёсных пар вагона является важным и отвественным технологическим процессом

Существует два способа, с помощью которых колесо колёсной пары вагона может соединяться с осью:

  1. Прессовая посадка. Считается самым надёжным методом. Его суть заключается в том, что колесо устанавливается и фиксируется на оси с помощью натяга.
  2. Тепловая посадка. Центральную часть колеса равномерно нагревают по всему контуру до нужной температуры и устанавливают на ось без серьёзных усилий. После выравнивания температур детали образуют очень прочное соединение.

Создание готовых изделий и технологическая последовательность запрессовки осуществляются на вагоностроительных и ремонтных предприятиях при помощи специального оборудования и станков.

Далее мы рассмотрим эти процессы более подробно.

Прессовая посадка

Непосредственно перед началом процедуры формирования колёсной пары производится механическая обработка поверхностей, которые будут контактировать (ступица колеса и подступичная зона оси). А именно выдерживаются все требования по натягу, шероховатости поверхностей, овальности и т. д.

Станок для запрессовки вагонных колёс
Запрессовка вагонных колёс на ось осуществляется на специальных станках

На этом этапе также производят все технологические операции: добиваются необходимой конусности подступичной зоны оси, снимают требуемые радиусы ступицы колеса и делают фаски у внешних кромок.

Соединение колеса с осью происходит на специальном оборудовании – карусельном станке. На него с помощью крана устанавливают подготовленные и обработанные детали. Элементы вывешиваются на оснастке станка таким образом, чтобы их центра полностью совпадали.

После того как все подготовительные операции выполнены, переходят к процессу запрессовки. Для этого с помощью прессовой установки добиваются усилия до 550 кН и со скоростью около 2 мм/с осуществляют установку колеса на ось. Весь технологический процесс происходит при естественной температуре и не требует принудительного нагрева деталей.

Контроль запрессовки

Соединение колеса с осью является очень важным и ответственным мероприятием. Во время формирования колёсной пары происходит тщательный контроль всего процесса, в том числе составляется диаграмма запрессовки. Именно по этому документу происходит контроль соединения и при проблемах выявляются соответствующие отклонения от нормы.

Диаграмма запрессовки – это кривая, отображаемая на бумажной ленте, которая отражает зависимость прикладываемой силы от перемещения колеса по шейке оси.

Анализируя диаграмму, контролируются следующие параметры для каждого из колёс:

  • длина отрезка сопряжения;
  • развиваемая прессовая нагрузка;
  • геометрия отображаемой линии.

Соединение колеса с осью строго регламентировано и, согласно установленным требованиям, весь процесс запрессовки обязан «попадать» в обозначенный диапазон.

Формирование колёсных пар вагона
Последовательность формирования колёсных пар при помощи прессовой посадки

Любые отклонения графика запрессовки и выход за обозначенные границы, недопустимы. В таких случаях колёсная пара не допускается для дальнейшей установки на тележку. Она расформировывается, и ответственные лица решают, подойдут ли её компоненты для включения в другие сборочные единицы.

Нанесение клейма

Завершающее мероприятие соединения колеса с осью – это клеймение и маркировка. Оно проходит после того, как изделие приняло ОТК и оно не имеет никаких отклонений в конструкции и в технологической сборке.

Как правило, клеймение производят на торце колёсной оси с правой стороны. Наносится следующая информация:

  • знак ОТК;
  • обозначение предприятия, на котором было собрано изделие;
  • номер формирования;
  • специальные отметки МПС;
  • маркировка, идентифицирующая каждую конкретную колёсную пару;
  • дата изготовления.

Клеймение является довольно значимой процедурой, т. к. с его помощью можно получить всю информацию о колёсной паре и в случае необходимости выяснить, когда и какой бригадой она была сформирована.

Тепловая посадка

Данный технологический процесс является альтернативой прессовому соединению колеса и оси. Однако применятся он достаточно редко.

Неприятным фактом остаётся то, что при прессовом методе около 30% получаемых изделий не соответствуют требованиям (усилия отличаются от заданных, диаграмма выходит за допустимые интервалы, колёса или ось получают механические повреждения). Колёсные пары приходится расформировать, обрабатывать и собирать вновь.

При тепловом методе формирования большинство вышеуказанных проблем пропадают. Однако всплывает другая более существенная – запрессовку нельзя проконтролировать.

Соединение колеса с осью при тепловой посадке происходит в следующей последовательности:

  1. Ось и колёса подвергают предварительной механической обработке.
  2. Элементы устанавливают на специальный станок.
  3. Ступицу колеса нагревают до определённой температуры, пока её внутренний диаметр не расширится до необходимых значений.
  4. Колесо свободно надевают на ось на необходимое расстояние.
  5. Детали остужаются при естественной температуре, в результате чего образуется прочное, практически неразрывное соединение.

Количество бракованных изделий при тепловом методе получается значительно меньше, чем при стандартной запрессовке. Однако этот способ имеет ряд существенных недостатков:

  • невозможность воспроизвести диаграмму запрессовки;
  • отсутствие контроля надёжности соединения;
  • существенные затраты электроэнергии, которые расходуются на нагрев колеса;
  • проблемы с расформированием изделия в случае некачественного соединения;
  • при демонтаже колёс существует риск нанесения критических деформаций обеим компонентам;
  • потребность в дополнительной цеховой площади для остывания колёсных пар.

    Вагонная ось моторной тележки
    Колёса можно напрессовывать на ось при помощи прессовой или тепловой посадки

Исходя из довольно существенных недостатков, тепловое соединение колеса с осью на вагоноремонтных предприятиях осуществляется довольно редко. Более технологичным представляется вариант с прессовой посадкой.

Выводы

Формирование вагонных колёсных пар является очень ответственным и трудозатратным мероприятием. Из-за того, что изделие является очень ответственным, к нему предъявляется повышенные требования как в плане технологического процесса, так и при итоговом контроле.

При использовании прессовой посадки формирование диаграммы запрессовки является обязательным мероприятием. С её помощью можно провести необходимый контроль и определить отклонения от нормы.

В целом, соединение колеса с осью хоть и является довольно длительным процессом, но технология уже «отточена» до мелочей. При выполнении всех этапов без отклонений можно почти со стопроцентной вероятностью утверждать, что изделие будет полностью соответствовать стандартам.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Добавить комментарий