В процессе движения по рельсовому пути на вагоны действует огромное количество всевозможных сил. На конструкцию они оказывают негативное влияние и представляют угрозу безопасности движения. Поэтому одна из главных задач в вагоностроении – это попытаться максимально снизить вредное воздействие возникающих напряжений на кузов вагона. Также не менее важной проблемой является обеспечить плавность хода подвижного состава. Рессорное подвешивание вагона позволяет решать вышеописанные задачи и с успехом используется практически на всех разновидностях железнодорожной техники. О нём мы сегодня и поговорим на сайте RelsOk.ru.
Назначение
Конструктивно рессорное подвешивание входит в тележку вагона. Его элементы предназначены для снижения динамических сил и уменьшения амплитуды колебательных ускорений, т. е. всех нежелательных воздействий, которые возникают в процессе движения.
Кроме этого, рессорное подвешивание вагона обеспечивает плавность хода. При прохождении стыков рельс, стрелочных переводов, неровностей участков пути рессоры «впитывают» большую часть нагрузок, оберегая тем самым кузов. Применительно к пассажирским вагонам это сказывается на безопасности и комфорте передвижения людей, а для грузовых — увеличивается сохранность грузов.
Описание конструкции
Главная составляющая рессорного подвешивания – это упругий элемент, который «гасит» энергию в процессе движения поезда. Обычно на вагонах используются рессоры или пружины (или всё вместе).
Согласно определению, рессора является упругим элементом, который изготавливается из специальных металлических полос, колец и тарелей. Кроме этого, рессора может представлять собой набор пружин или пневматическую резиновую подушку.
Рессоры устанавливаются на тележке и конструктивно входят в этот узел вагона.
Разновидности
На сегодняшний день рессорное подвешивание вагонов может быть нескольких типов. В зависимости от железнодорожного состава, может применяться та или иная разновидность.
К основным рессорам, применяем на железнодорожном транспорте, относятся:
- Листовая. Одна из наиболее «старых» конструкций, которая применялась на грузовых вагонах. В последнее время практически не используется на новых вагонах. Листовая рессора состоит из нескольких изогнутых металлических листов, наложенных друг на друга, и имеющих сужение по концам. Ближе к краям листы скреплены хомутами, а посередине соединяются специальной шпилькой. Принцип действия данной рессоры заключается в выпрямлении листов под нагрузкой. При этом дополнительно между ними происходит трение. Эти эффекты и позволяют «гасить» нежелательную амплитуду.
- Эллиптическая (или рессора Галахова). Является разновидностью листовой конструкции. Главное отличие заключается в том, что в эллиптической рессоре используются два набора изогнутых листов, развёрнутые вогнутыми плоскостями друг к другу. Соединяются они при помощи наконечников и хомутов. В результате получается «двойная» листовая рессора, визуально напоминающая эллипс.
- Витая цилиндрическая. Представляет собой рессорное подвешивание вагона в виде набора пружин, которые часто бывают объединены в один общий блок. На практике витые изделия оказались более технологичными в изготовлении и имеют увеличенный срок службы. Благодаря этому, они практически полностью вытеснили листовые рессоры из тележек грузовых вагонов. Из недостатков следует отметить, что пружины склонны к нарастанию амплитудных колебаний, поэтому в дополнение к ним устанавливаются гасители колебаний.
- Пневматические. Являются наиболее перспективной разработкой, которая вовсю используется на пассажирских и некоторых типах грузовых вагонов. Конструкция пневморессоры представляет собой резиновый баллон, в котором находится сжатый воздух. Подача давления осуществляется с помощью компрессора, который позволяет регулировать высоту пневматической рессоры (нагнетая и стравливая воздух). Данный тип подвешивания обладает высокими гасящими вибрации свойствами и обеспечивает максимальную плавность хода.
К подвиду рессорного подвешивания вагона можно отнести и гасители колебаний. Они хоть и не являются непосредственно рессорами, но оказывают значительное влияние на плавность хода поезда. По конструктивному исполнению они могут быть: гидравлические и фрикционные.
Заключение
Безопасность движения и плавность хода являются важнейшими характеристиками железнодорожного подвижного состава. От этих параметров зависит комфорт пассажиров в поездке и целостность грузов при транспортировке.
В последнее время широкое распространение получили пневморессоры, т. к. они имеют универсальную конструкцию и способны обеспечить все необходимые требования по технике безопасности и плавности передвижения по рельсовому пути.
Рессорное подвешивание вагона постоянно совершенствуется. Периодически в конструкции появляются новые элементы или совершенствуются текущие. К подобным вопросам подходят очень ответственно, т. к. рессоры относятся к очень важным элементам вагонной тележки и непосредственным образом влияют на безопасность движения.