Разновидности рессорного подвешивания, применяемого на современных вагонах

Рессорное подвешивание вагона Тележка

В процессе движения по рельсовому пути на вагоны действует огромное количество всевозможных сил. На конструкцию они оказывают негативное влияние и представляют угрозу безопасности движения. Поэтому одна из главных задач в вагоностроении – это попытаться максимально снизить вредное воздействие возникающих напряжений на кузов вагона. Также не менее важной проблемой является обеспечить плавность хода подвижного состава. Рессорное подвешивание вагона позволяет решать вышеописанные задачи и с успехом используется практически на всех разновидностях железнодорожной техники. О нём мы сегодня и поговорим на сайте RelsOk.ru.

Назначение

Конструктивно рессорное подвешивание входит в тележку вагона. Его элементы предназначены для снижения динамических сил и уменьшения амплитуды колебательных ускорений, т. е. всех нежелательных воздействий, которые возникают в процессе движения.

Кроме этого, рессорное подвешивание вагона обеспечивает плавность хода. При прохождении стыков рельс, стрелочных переводов, неровностей участков пути рессоры «впитывают» большую часть нагрузок, оберегая тем самым кузов. Применительно к пассажирским вагонам это сказывается на безопасности и комфорте передвижения людей, а для грузовых — увеличивается сохранность грузов.

Описание конструкции

Главная составляющая рессорного подвешивания – это упругий элемент, который «гасит» энергию в процессе движения поезда. Обычно на вагонах используются рессоры или пружины (или всё вместе).

Согласно определению, рессора является упругим элементом, который изготавливается из специальных металлических полос, колец и тарелей. Кроме этого, рессора может представлять собой набор пружин или пневматическую резиновую подушку.

Рессоры устанавливаются на тележке и конструктивно входят в этот узел вагона.

Разновидности

На сегодняшний день рессорное подвешивание вагонов может быть нескольких типов. В зависимости от железнодорожного состава, может применяться та или иная разновидность.

К основным рессорам, применяем на железнодорожном транспорте, относятся:

  1. Листовая. Одна из наиболее «старых» конструкций, которая применялась на грузовых вагонах. В последнее время практически не используется на новых вагонах. Листовая рессора состоит из нескольких изогнутых металлических листов, наложенных друг на друга, и имеющих сужение по концам. Ближе к краям листы скреплены хомутами, а посередине соединяются специальной шпилькой. Принцип действия данной рессоры заключается в выпрямлении листов под нагрузкой. При этом дополнительно между ними происходит трение. Эти эффекты и позволяют «гасить» нежелательную амплитуду.

    Листовая рессора вагона
    Листовая рессора является одной из первых конструкций, поэтому на современных вагонах она практически не применяется
  2. Эллиптическая (или рессора Галахова). Является разновидностью листовой конструкции. Главное отличие заключается в том, что в эллиптической рессоре используются два набора изогнутых листов, развёрнутые вогнутыми плоскостями друг к другу. Соединяются они при помощи наконечников и хомутов. В результате получается «двойная» листовая рессора, визуально напоминающая эллипс.

    Листовая рессора Галахова
    Элептическая рессора Галахова является модернизированной конструкции листовой
  3. Витая цилиндрическая. Представляет собой рессорное подвешивание вагона в виде набора пружин, которые часто бывают объединены в один общий блок. На практике витые изделия оказались более технологичными в изготовлении и имеют увеличенный срок службы. Благодаря этому, они практически полностью вытеснили листовые рессоры из тележек грузовых вагонов. Из недостатков следует отметить, что пружины склонны к нарастанию амплитудных колебаний, поэтому в дополнение к ним устанавливаются гасители колебаний.

    Пружинное подвешивание вагона
    Пружинные рессоры используются в качестве центрального и буксового подвешивания вагонов
  4. Пневматические. Являются наиболее перспективной разработкой, которая вовсю используется на пассажирских и некоторых типах грузовых вагонов. Конструкция пневморессоры представляет собой резиновый баллон, в котором находится сжатый воздух. Подача давления осуществляется с помощью компрессора, который позволяет регулировать высоту пневматической рессоры (нагнетая и стравливая воздух). Данный тип подвешивания обладает высокими гасящими вибрации свойствами и обеспечивает максимальную плавность хода.

    Пневматическая рессора вагона
    Пневматическая рессора применяется в центральном повешивании пассажирских вагонов

К подвиду рессорного подвешивания вагона можно отнести и гасители колебаний. Они хоть и не являются непосредственно рессорами, но оказывают значительное влияние на плавность хода поезда. По конструктивному исполнению они могут быть: гидравлические и фрикционные.

Заключение

Безопасность движения и плавность хода являются важнейшими характеристиками железнодорожного подвижного состава. От этих параметров зависит комфорт пассажиров в поездке и целостность грузов при транспортировке.

В последнее время широкое распространение получили пневморессоры, т. к. они имеют универсальную конструкцию и способны обеспечить все необходимые требования по технике безопасности и плавности передвижения по рельсовому пути.

Рессорное подвешивание вагона постоянно совершенствуется. Периодически в конструкции появляются новые элементы или совершенствуются текущие. К подобным вопросам подходят очень ответственно, т. к. рессоры относятся к очень важным элементам вагонной тележки и непосредственным образом влияют на безопасность движения.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Добавить комментарий