Вагонные оси: назначение, разновидности, конструкция и контроль качества

Ось колёсной пары вагона Тележка

Вагонная ось является важной составляющей частью конструкции тележки. Она воспринимает абсолютно все нагрузки, которые передаются от кузова вагона на железнодорожные пути. Кроме этого, ось соединяет два колеса, с помощью которых и осуществляется перемещение поезда. Ось колёсной пары вагона обладает определёнными параметрами, которые строго регламентированы и применяются для соответствующего типа подвижного состава.

Описание

Вагонная ось представляет собой брус круглого переменного по длине сечения, изготовленного из высокопрочной стали. Обычно она входит в состав колёсной пары и устанавливается на тележку совместно с напрессованными колёсами.

В зависимости от объекта применения оси колёсных пар вагона различаются:

  • наибольшие воспринимаемые напряжения;
  • назначение (моторный или немоторный вагон);
  • габаритами;
  • сечением в поперечной плоскости (сплошные или полые);
  • типом установки торцевых подшипников.

Все параметры и характеристики, по которым изготавливаются оси колёсных пар, строго регламентированы. В РФ действуют ГОСТы 31334-2007 и 22780-93, которые регламентируют основные показатели изделий.

Разновидности

Колёсные оси применяются абсолютно для всех типов подвижного железнодорожного состава. Их конструкция не содержит принципиальных различий. Главный параметр, который оказывает серьёзное влияние – это наибольшая передаваемая нагрузка на рельсовый путь.

Оси колёсных пар вагона подразделяются:

  • грузовые;
  • пассажирские (в том числе и высокоскоростные);
  • для электропоезда моторные;
  • для электропоезда немоторные.

Для каждого типа исполнений ГОСТом 22780-93 устанавливается соответствующие обозначения: РМ3, РМ5, РУ1, РУ1Ш.

Конструкция вагонных осей РУ1 и РУ1Ш
Конструкции вагонных осей РУ1 и РУ1Ш отличаются торцевыми частями (шейками)

Буквенные обозначения расшифровываются следующим образом:

  • Р – роликовая (вагонная ось, по краям которой устанавливаются роликовые подшипники);
  • У – унифицированная;
  • М – моторная ось с посадочными местами под редуктор;
  • Ш – буксовые подшипники крепятся торцевой шайбой.

Более подробная информация о каждой разновидности оси представлена в следующей таблице:

Основные размеры стандартных типов осей
Размеры вагонных осей РУ1 и РУ1Ш практически не отличаются друг от друга

Конструкция

Ось колёсной пары вагона обладает стандартной формой, которая практически не видоизменяется в зависимости от подвижного состава. Отличия могут заключаться лишь в отдельных элементах.

Вагонная ось состоит:

  1. Средняя часть. Наиболее протяжённое тело круглого сечения, находящееся посередине между колёсами.
  2. Подступичные части. Они расположены по краям от средней части и обладают увеличенным диаметром для напрессовки колёс.
  3. Предподступичные. Служат для размещения уплотняющих буксовых узлов. Также они способствуют более равномерному распределению напряжений и снижению концентраторов сил.
  4. Шейки оси. На эти части запрессовываются подшипники и остальные элементы, входящие в буксовые узлы вагона.
Размеры стандартной вагонной оси
Основные размеры стандартной вагонной оси

Ось колёсной пары является высоко нагруженным компонентом. Она воспринимает большие статические и динамические нагрузки. Для того чтобы минимизировать напряжения на проблемных участках и убрать все концентраторы, в местах перехода диаметров поперечного сечения оставляют специальные скругления – галтели. В зависимости от типа перехода они должны быть соответствующего радиуса и обеспечивать равномерное распределение напряжений.

Специфика нагружений

В процессе эксплуатации ось колёсной пары вагона воспринимает огромное количество всевозможных нагрузок. Большинство из них являются разнонаправленными напряжениями с различными амплитудными колебаниями. Все они негативным образом сказываются на прочностных и усталостных характеристиках стали, из которой изготавливаются оси.

Нестандартные режимы нагружения и постоянно действующие повышенные нагрузки, требуют дополнительных мер по увеличению предела выносливости материала, из которого изготавливаются вагонные оси.

Основной метод повышения усталостной прочности – это накатка поверхности уже готовой оси специальными роликами. Для этого используются токарно-накатные станки. Ось закрепляют между упорами, и роликами с требуемым усилием «накатывают» поверхность до требуемых показателей.

Готовые вагонные оси
Для повышения усталостной прочности вагонные оси подвергают финальной «накатке»

Маркировка

Готовые изделия необходимо правильно промаркировать. Т. к. ось колёсной пары вагона является очень ответственным узлом, то к нанесению опознавательных знаков относятся со всей строгостью. Специалисты ОТК обязательно проверяют правильность нанесения маркировочных знаков.

Согласно российским стандартам, на готовой вагонной оси должны быть нанесены следующие обозначения:

  • номер производственного предприятия, где было произведено изделие;
  • дата, когда ось была изготовлена и проверена;
  • специальные обозначения МПС;
  • порядковый номер изделия;
  • клеймо, которое указывает на номер плавки (необходимо для того, чтобы отследить, из какой стали выплавлялась вагонная ось, в случае выявления брака или обнаружения отклонений от норм).

Анализируя вышеуказанные параметры, можно отследить «путь» от изготовления до эксплуатации каждой конкретной оси на вагоне. И в случае обнаружения неисправностей выявить, что является их причиной.

Заключение

На сегодняшний день технология производства вагонных осей «обкатана» до мельчайших деталей. Технологические процессы на производствах позволяют получать качественные изделия с минимальным количеством брака. Кроме этого, специальные сплавы могут значительно повышать прочность и усталостную долговечность готовых изделий.

Вагонные оси воспринимают большое количество всевозможных нагрузок, поэтому к их изготовлению подходят со всей ответственностью. Малейшее отклонение от стандартных технологических процессов – это повод забраковать всю партию и отправить её на переплавку.

Несмотря на выработанную технологию, изыскания по производству более прочной и технологичной конструкции не прекращаются. Из наиболее перспективных разработок – это полая ось (уже используется на отдельных типах подвижного состава) и применение новых сплавов. В итоге это позволит сделать ось колёсной пары вагона более совершенной и прочной конструкцией, способной воспринимать повышенные нагрузки.

Оставайтесь на сайте RelsOk.ru и изучайте материалы о железнодорожном транспорте!

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Добавить комментарий